..читая Стругацких важно отслеживать одну вещь. Их развитие из банального юношеского графоманства в нечто большее, для самих авторов - неожиданное. Возможно даже, не замеченное. Превращение еврейского мальчишки, пристроенного в тёплое место.. в Русского писателя. Воистину, эта метаморфоза искупает весь бестолковый мир полудня. Бестолковый то лишь поначалу. Но постепенно оживающий, обретающий глубину. Обнажающий ужас, лежащий в основе визуализированной милоты..
Но не о Мире сейчас. А о его Персонаже. Смелом, сильном, добром, сильном, любящем и отзывчивым. Максим. Он совсем не сразу персонализировался. Но будучи воплощенным, уже не оставлял авторов никогда. Мечта каждого еврея быть изящным. Но ЭТОТ, конкретный - мечтал быть русским. Таким как немец,) Максим.
Интересно камео воплощения максима в Сталкере. Мимолетное и дарующее только тоску.
Вероятно, можно первым явлением "во плоти" считать главного героя Улитки на склоне. Ещё маленький, слабенький, но уже смекающий что и как, по мере своих возможностей. (Я не следую библиографии, вероятно надо это уточнить). Аватар автора в плену обстоятельств, несчастный и смешной сам себе. Несчастный горемыка ищущий на выход. Тщетный
Он же, но уже на острове.. О, этот соблазн авторской раскованности. Хотите боевичка? А вот вам и боевичок! Но боевичок то уже не нелепый тагорский получился. Талант не спрячешь, он как шило из мешка, все бока исколол. Писали уже с себя, о себе, от себя. Попутно искалечив всю мифологию мира полудня и даже не заметив этого. Сломали игрушку наступив взрослой ногой. И аватар уже тоже подрос. Уже на выход двери выбивает ногой. Бесконечные двери бесконечного лабиринта. Чем закончился остров? На остров приплыл некто взрослый. Что за этой, последней дверью?.. Боевик так и закончился, на полуслове. Истерикой о справедливости для всех. Ценой .. ценой жизни их, этих вот всех
И что же дальше? Не так уж и мало
Аватар автора, будучи в аду в котором по сути никого "изо всех" и нет, только память, только послушные образы заключённых в аквариум замкнутый со всех сторон сам на себя, сам себя и проверяет. Кто я? Мир Града обреченного наполнен архитипическими образами. Китаец, немец, русский, шлюха, трудоголик, еврей. Бесконечные образы вокруг главного героя, который кто? Все тот же Максим, но пробивший последнюю дверь и.. Не нашедший ничего для себя. Выход оказался неотличим от входа.
Тут и находится коллизия русских евреев. Чужой, страшный, бессмысленный мир. Найти смысл в котором означает потерять себя. Страшно, невозможно так жить. Жизни и нет
Но не о Мире сейчас. А о его Персонаже. Смелом, сильном, добром, сильном, любящем и отзывчивым. Максим. Он совсем не сразу персонализировался. Но будучи воплощенным, уже не оставлял авторов никогда. Мечта каждого еврея быть изящным. Но ЭТОТ, конкретный - мечтал быть русским. Таким как немец,) Максим.
Интересно камео воплощения максима в Сталкере. Мимолетное и дарующее только тоску.
Вероятно, можно первым явлением "во плоти" считать главного героя Улитки на склоне. Ещё маленький, слабенький, но уже смекающий что и как, по мере своих возможностей. (Я не следую библиографии, вероятно надо это уточнить). Аватар автора в плену обстоятельств, несчастный и смешной сам себе. Несчастный горемыка ищущий на выход. Тщетный
Он же, но уже на острове.. О, этот соблазн авторской раскованности. Хотите боевичка? А вот вам и боевичок! Но боевичок то уже не нелепый тагорский получился. Талант не спрячешь, он как шило из мешка, все бока исколол. Писали уже с себя, о себе, от себя. Попутно искалечив всю мифологию мира полудня и даже не заметив этого. Сломали игрушку наступив взрослой ногой. И аватар уже тоже подрос. Уже на выход двери выбивает ногой. Бесконечные двери бесконечного лабиринта. Чем закончился остров? На остров приплыл некто взрослый. Что за этой, последней дверью?.. Боевик так и закончился, на полуслове. Истерикой о справедливости для всех. Ценой .. ценой жизни их, этих вот всех
И что же дальше? Не так уж и мало
Аватар автора, будучи в аду в котором по сути никого "изо всех" и нет, только память, только послушные образы заключённых в аквариум замкнутый со всех сторон сам на себя, сам себя и проверяет. Кто я? Мир Града обреченного наполнен архитипическими образами. Китаец, немец, русский, шлюха, трудоголик, еврей. Бесконечные образы вокруг главного героя, который кто? Все тот же Максим, но пробивший последнюю дверь и.. Не нашедший ничего для себя. Выход оказался неотличим от входа.
Тут и находится коллизия русских евреев. Чужой, страшный, бессмысленный мир. Найти смысл в котором означает потерять себя. Страшно, невозможно так жить. Жизни и нет
Напишу тут одну мысль про Стругацких, чисто литературную.
ОтветитьУдалитьВы говорите немного пренебрежительно о боевичке, а у них был талант его писать. У них в тексте блестяще поддерживается саспенс, и его интересно читать. Я "Отель 'У погибшего альпиниста'" перечитываю раз в несколько лет и меня прёт, очень здорово написано. Так мало кто умел по-русски.
Но сами они считали это своё умение чем-то низшим, и всю жизнь хотели написать какую-то бессмысленную и беспощадную восточную притчу. "И только одын маленький, но гордый птичка поднялся к самый солнце, чтобы ныкто нэ ушёл обиженным." Видимо, они это считали настоящим высоким искусством.
В "Граде обреченном" прекрасно написана часть про революцию, там действие прямо видишь перед глазами. Откуда они в глухие года СССР знали, как выглядит Майдан, кто им мог про это рассказать? (Подозреваю, папа с мамой.) Но повествование срывается в безумную притчу про красное здание и прочий поток взбудораженной совести. Откуда это? Кафка? Или какие-то латиноамериканские писатели?
Им редактора хорошего надо.
кстати, это распространенное заблуждение. недавно общались по поводу крылова. собеседник считал его творчество тоже некоей формой компиляции. собственно, и сами евреи так считают: быть писателем это копипастить всякую фигню и иметь за это гешефты. но. на самом деле это не так. в россии так писательство не делается.)) яд русской культуры проникает в душу и заставляет писать от себя, о себе. снимать кожу перед читателем. какой тут кафка, тут вся драма шестидесятников во крови. хотели найти теплое местечко, а нашли себя
УдалитьВсё так про яд русской культуры, но тем не менее в русской литературе часто можно указать, к чему это был фанфик.
ОтветитьУдалитьУ Шарло де Лакло была книга "Война и мир".